КАТАЛОГ ТОВАРОВ

Яркость и контрастность проектора

Яркость проектора и контрастность – что важнее?

Основной параметр проектора – яркость, или точнее, световой поток – количество световой энергии выходящей с объектива. Единицей измерения световой энергии, выходящей из объектива проектора  или светового потока явдяется люмен (lm).

 Световая энергия, выйдя из объектива проектора, отразится от поверхности экрана и определит яркость изображения - чем больше световой энергии выйдет с объектива, тем выше яркость изображения получим. Если площадь экрана увеличить – яркость изображения уменьшится –часть светового потока пойдет на освещение добавившейся площади экрана.   Контрастность – отношение яркости наиболее яркой (белой) части изображения к наиболее темной.

Белый цвет (яркость и оттенки) зависит только от проектора, а глубина черного цвета, в основном,  от проекционного экрана * и от степени его освещенности.

  Основное требование к экрану – отразить всю световую энергию, полученную от проектора зрителю. Т.е. КПД или коэффициент отражения рабочей поверхности экрана должен равняться единице. В этом случае мы получим рациональное использование световой энергии проектора и правильную цветопередачу.  Экран в этом случае будет иметь белый матовый цвет. Чтобы получить черный цвет на этом экране путем проекции, его необходимо затемнить, и чем более глубокий черный цвет мы хотим получить, тем затемнение должно делаться более тщательно.

Вывод следующий:  затемняем помещение с экраном – черный цвет на нем  становится чернее, получаем более высокую контрастность изображения.    Увеличиваем количество люменов проектора – получаем более яркое изображение - высокую яркость.**

 

 А что для нас важнее в изображении, которое дает проектор – черный или белый цвет?

Это зависит от того, где проектор будет применяться. По назначению проекторы делятся на две большие группы, вернее на одну большую и одну отдельную, поменьше.  Проекторы, относящиеся к первой группе, предназначены для работы - показа презентаций, видеоматериалов, документов, в основном, статических картинок, в условиях постороннего освещения. Такое изображение содержит  около 70 процентов белого цвета.  Посторонняя засветка слабо влияет на качество такого изображения, на преобладающий белый цвет на экране (текст или таблица хорошо видны на экране при разной освещенности) , и для проекторов, предназначенных для работы (для образования и бизнеса),   приемлем  принцип - чем больше люменов, тем лучше.

Вторая группа проекторов предназначена для показа видеоизображения  в кинотеатрах, в том числе и домашних. Видеоизображение в кинофильмах содержит всего 30-40 процентов белого цвета, и тут нужен высокий уровень черного цвета, для точной передачи полутонов, т.е. высокая контрастность. Чрезмерная яркость тут вредна, свет от яркоосвещенных участков изображения на экране  будет засвечивать более  темные  участки, ухудшая черный цвет и, следовательно, общую контрастность изображения. По этому, проекторы для домашних кинотеатров имеют небольшую яркость 600-3000 люменов, но, при этом,  очень важна специальная обработка помещения, обеспечивая максимальный уровень затемнения, поскольку постороннее освещение экрана будет сильно ухудшать преобладающий черный цвет. Для домашних кинотеатров наиболее важный показатель – контрастность изображения. Частично он достигается конструктивными особенностями проектора, но в основном, степенью затемнения помещения.

 

*Заявляемые сейчас показатели контрастности всех производителей проекторов достигают невероятных значений 1:50 000, 1:100 000 и более. Что определяет этот параметр? В проекторе стоит источник света – лампа, которая излучает свет постоянно. Между лампой и экраном находится модулятор света (как кинопленка в кинопроекционной технике). Модулятор полностью открыт – самый яркий режим, модулятор - полностью закрыт – самый темный режим. Отношение между белым и черным – показатель контрастности. В основном контрастность определяется свойством модулятора изолировать свет лампы в «закрытом» режиме, т.е способностью передавать черный цвет.

Производство модуляторов для проекторов – LCD матриц и DMD чипов - сейчас достигло совершенства, все они одинаково хорошо «закрывают» свет лампы. Производители добиваются высоких уровней контрастности косвенными способами – например, в дорогих проекторах для домашнего кино исключен свет лампы через вентиляционные отверстия проектора, корпус проекторов делается черного цвета, что бы снизить случайные  отражения, могущих снизить контрастность полезного изображения и т.д. Заявленная производителем контрастность – это теоретическое значение, не имеющее с практикой ничего общего. Производителю все равно, что находится дальше объектива его проектора. И если поставить рядом два проектора –   дешевый офисный вариант и самый дорогой, для домашнего кино (с одинаковыми разрешениями) и, поочередно, проецируя одну и ту же картинку на экран,  мы заметим существенную разницу в качестве изображения только в полной темноте, стоит включить небольшое освещение в комнате – разница исчезнет.

 

** если помещение, где предполагается работа проектора   ярко освещенное, не следует стремится выбрать проектор с большим значением светового потока.  Например,  световой поток нескольких LED светильников в конференц-зале будет достигать 10000 люменов, а прямой солнечный свет десятки миллионов. Идея выбрать проектор для такого зала со световым потоком 6000 люменов вместо 3000, потратив лишних несколько тысяч долларов в надежде «перебить» световым потоком проектора постороннее освещение лишена всякого смысла, никакие «лазерные» проекторы тут не помогут.

Намного эффективнее в этом случае буде применение простых мер – иметь возможность выключать светильники возле проекционного экрана, предусмотреть солнцезащитные шторы, экран располагать в наименее освещенной части помещения, в условиях полутени.

Добившись оптимального затемнения экрана,  выбирать проектор с большим световым потоком надо в том случае, когда площадь экрана больше, пользуясь простым, как закон Ома соотношением: яркость изображения на проекционном экране прямо пропорциональна световому потоку проектора  и обратно пропорциональна площади экрана.

Для экрана, шириной два метра, находящегося в условии полутени, достаточно светового потока проектора 2800 -3000 люменов, для экрана, шириной три метра 3200-4500, четыре метра 5000-6000 люмен, пять метров 6000-7000 люмен и т.д.